ПРЕДЫСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ В предыстории инженерной геологии традиционно выделяют два периода (этапа). Первый период связывают с началом строительства человеком крупных инженерных сооружений - пирамид в Древнем Египте, хамов и дворцов в Месопотамии, Индии и др. Строители и инженеры изучали горные породы оснований будущих соружений, выбирая наиболее надежные породы для обеспечения устойчивости возводимых конструкций. Большой строительный опыт был накоплен в Древней Греции, Римской и Византийской империях, а также в последующие эпохи. Второй период предыстории начался в XVIII веке, когда стали накапливаться и систематизироваться первые научные знания о грунтах основания сооружений, их свойствах, а также их учете при возведении зданий и иных сооружений. Первые упоминания о "строительных" свойствах различных грунтов были изложены в работе М.В.Ломоносова "О слоях земных". М.В.Ломоносов (1711-1765) Большой вклад в изучение грунтов для целей строительства внес французский военный инженер-строитель и изобретатель, член Парижской Академии наук Ш.О.Кулон. Проектируя возведение земляных крепостных валов, он установил закон трения, получивший его имя - закон Кулона. Этот закон считается одним из важнейших в современной механике грунтов. Шарль Огюстен Кулон (1736-1806) В XIX веке с развитием капитализма, расширением строительтсва заводов, фабрик, плотин, каналов, железных дорог все больше геологов привлекалось для решения вопросов геологического обоснования возводимых различных инженерных сооружений. Среди них были и отечественные геологии Д.Лачинов, М.Герсеванов, В.М.Карлович, И.В.Мушкетов, В.А.Обручев, А.П.Павлов, К.И.Богданович и др. Указанный период продолжался вплоть до 20-х годов ХХ века. К.И.Богданович, директор Геолкома в 1914-1917 гг. ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ГЕОЛОГИИ Первый этап истории инженерной геологии начинается с 20-х годов ХХ века с возникновения грунтоведения и механики грунтов. В 1923 г. в Петрограде было создано Дорожно-исследовательское бюро, в котором под руководством Н.И.Прохорова, П.А.Земятченского и Н.И.Иванова началось исследование почв и осадочных пород для дорожного строителсьтва. Возникло "дорожное грунтоведение", в 1930 г. П.А.Земятченским была открыта кафедра грунтоведения в Ленинградском университете, а в 1938 г. - М.М.Филатовым - в Московском университете. В 1930-е годы вышли первые учебники по грунтоведению. П.А.Земятченский (1856-1942) Одновременно с грунтоведением возникла и механика грунтов. В 1925 г. вышла книга К.Терцаги "Строительная механика грунтов" (Terzaghi, K., 1925, Erdbaumechanik, Franz Deuticke, Vienna). Практически в это же время возникло и другое научное направление, связанное с изучением влияния геологических процессов на возводимые инженерные сооружения, получившее тогда название "инженерная геология". Это направление в СССР развивалось в связи с гидротехническим строительством. Его основоположниками были Ф.П.Саваренский, Г.Н.Каменский, Н.Ф.Погребов, И.В.Попов. Первая кафедра инженерной геологии была открыта в 1929 г. в Ленинградском горном институте, а в 1932 г. - в Московском геологоразведочном институте (МИСИ). Ф.П.Саваренский (1881-1946) В последующие годы связь между грунтоведением и инженерной геодинамикой расширялась и укреплялась. К концу первого периода эти два направления слились в одну науку - инженерную геологию. Второй этап развития инженерной геологии (1950-1990 гг.) в нашей стране начался с середины ХХ века и продолжался до распада СССР. Он характеризовался бурным развитием грунтоведения, механики грунтов и инженерной геодинамики. Большой вклад в грунтоведение в начале этого периода внесли такие ученые как Е.М.Сергеев, С.С.Морозов, В.А.Приклонский, И.М.Горькова, В.Д.Ломтадзе, Н.Я.Денисов, И.В.Попов, Н.Н.Маслов и др., разработвашие основные методологические положения этого направления. В последующие годы грунтоведение в нашей стране развивалось благодаря работам Ю.М.Абелева, В.П.Ананьева, Г.К.Бондарика, Р.Э.Дашко, И.В.Дудлера, Р.С.Зиангирова, И.Г.Коробановой, В.А.Королева, Л.И.Кульчицкого, А.К.Ларионова, М.П.Лысенко, В.И.Осипова, А.Д.Потапова, В.Н.Соколова, В.Т.Трофимова, П.В.Царева, Е.Г.Чаповского и многих др. Учитывая огромную практическую значимость инженерной геологии для страны, подготовка инженер-геологов в СССР была организована в таких высших учебных заведениях как Башкирский государственный университет (г.Уфа), Барнаульский политехнический институт, Волгоградский инженерно-строительный институт, Воронежский инженерно-строительный институт, Иркутский государственный университет, Московский автодорожный институт (МАДИ), Московский инженерно-строительный институт (МИСИ), Московский геолого-разведочный институт (МГРИ), Новочеркасский политехнический институт, Оренбургский политехнический институт, Пермский государственный университет, Ростовский государственный университет, Ростовский инженерно-строительный институт, С.-Петербургский горный институт, С.-Петербургский университет, С.-Петербургский инженерно-строительный институт, Саратовский государственный университет, Томский инженерно-строительный институт, Томский политехнический университет, Якутский государственный университет и др. Е.М.Сергеев (1914-1997) В этот же период бурно развивалась инженерная геодинамика, существенный вклад в которую внесли Г.К.Бондарик, Г.С.Золотарев, В.С.Круподёров, В.В.Пендин, И.В.Попов, А.И.Шеко и др. В системе АН СССР на основе реорганизации Лаборатории гидрогеологических проблем и Института мерзлотоведения в 1963 г. был создан Производственный-научно-исследовательский институт изысканий (ПНИИИС) Госстроя СССР, ставший головной инженерно-геологической организацией в системе Госстроя. В 1949 г. в Иркутске был создан Институт земной коры СО АН СССР, в котором благодаря работам Е.К.Гречищева, М.М.Одинцова, Г.Б.Пальшина, В.П.Солоненко и др. сформировалась научная школа инженер-геологов, разрабатывающих и проблемы инженерной геодинамики. Среди других академических институтов вопросы инженерной геодинамики изучались в Институте литосферы РАН (г.Москва), Институте мерзлотоведения РАН (Якутск) и др. Вопросами инженерно-геологических исследований и изысканий занимались также коллективы инженер-геологов, работавших в созданных в этот период различных научно-исследовательских и проектных институтах, таких как Атомэнергопроект, ВИОГЕМ (г.Белгород), ВНИИГидротехники (г.С.-Петербург), ВНИИГиМ (г.Москва), Геоцентр-Москва, Гидроспецгеология (г.Москва), ДальГипротранс (Хабаровск), Дальстройпроект (Магадан), Ленгипротранс (г.С.-Петербург), Метрогипротранс (г.Москва), Мосгипротранс (г.Москва), НИИ оснований и подземных сооружений (г.Москва), Росстройизыскания (г.Москва), СоюздорНИИ (г.Балашиха), Фундаментпроект (г.Москва) и др. Инженерно-геологические исследования на шельфе и морских акваториях проводили коллективы Арктической морской инженерно-геологической экспедиции (г.Мурманск), Балтийской морской инженерно-геологической экспедиции (г.Калининград), ВНИИ Океанология (С.-Петербург), Дальневосточная морская инженерно-геологическая экспедиция (г.Южно-Сахалинск) и др. В 1950-е годы в России создается сеть территориальных трестов инженерно-строительных изысканий – ТИСИЗов, проводивших инженерно-геологические изыскания для проектирования различных объектов народного хозяйства. В 1960-е годы Советом министров РСФСР была проведена их реорганизация. Крупнейшими среди них стали АмурТИСИЗ (г.Благовещенск), ВерхневолжТИСИЗ (г.Ярославль), ДальТИСИЗ (Хабаровск), ЛенТИСИЗ (С.-Петербург), НижегородТИСИЗ (г.Нижний Новгород), СтавропольТИСИЗ (г.Ставрополь), СевВостТИСИЗ (г.Магадан), УралТИСИЗ (г.Свердловск, ныне Екатерибург), ВерхнекамТИСИЗ (г.Пермь), ЮжУралТисиз (г.Челябинск), ТюменьТИСИЗ (г.Тюмень), ОренбургТИСИЗ и многие др. Президиум Международного совещания по инженерной геологии (слева-направо): Г.А.Мавлянов, И.В.Попов, академик Е.М.Сергеев, В.Д.Ломтадзе, геологический факультет МГУ, июнь 1968 г. Стали появляться из печати работы, обобщающие опыт инженерно-геологического изучения динамики различных процессов. В 1956 г. была опубликована фундаментальная монография Е.П.Емельяновой «Методическое руководство по стационарному изучению оползней», не потерявшая своей актуальности до настоящего времени. С 1954 г. на базе Гидрометслужбы СССР началось систематическое изучение селей, а уже в 1961г. И.П.Смирновым были опубликованы методические указания по инженерно-геологическим наблюдениям за селевыми потоками. В 1962 г. на базе объединения изыскательских организаций «Гидропроект» и «Гидроэнергопроект» создается институт «Гидропроект им. С.Я.Жука», ставший головной организацией в стране по проектированию гидроэнергетических сооружений. Кроме того, на этом этапе сформировалось третье направление инженерной геологии - региональная инженерная геология. В её становление и развитие внес большой вклад И.В.Попов, а также Г.А.Голодковская, Е.М.Сергеев, В.Т.Трофимов и др. Ими были разработаны базовые теоретические положения этого направления, которые легли в основу последующих региональных оценок инженерно-геологических условий территории СССР и России. Третий этап развития инженерной геологии (1991 г. - ныне) начался со смены общественно-экономического строя в нашей стране и перестройкой структуры организации инженерной геологии. На этом этапе коренным образом изменилась организация инженерно-геологических исследований и инженерных изысканий. Возникло множество частных изыскательских компаний, сократилось государственное финансирование научно-исследовательских работ в области инженерной геологии. Вместе с тем, на этом этапе существенно расширились теоретические исследования во всех направлениях инженерной геологии, а также началось бурное внедрение информационных технологий, разработка специализированных инженерно-геологических ГИС, внедрение автоматизированных средств изучения грунтов и т.п. Принципиально новым в развитии инженерной геодинамики и инженерной геологии в целом этого периода стала разработка экологических аспектов.
|